Международный День Мотоциклистки 2022 г. ХАБАРОВСК 30.04.2022
04.06.2023Путешествие по Филиппинам
04.06.2023В этом году дальних поездок не планировалось… Отпуск мне дали короткий, всего 5 дней, куда ж можно успеть съездить… Но оказалось, что можно. Два года я хотела съездить в сторону Сов.Гавани, и вот наконец мне представилась такая возможность.
Про дорогу Лидога-Ванино я слышала много историй: очень красивая, но и очень коварная… Бывалые мотопутешественники возвращались после нее с расколотыми колесными дисками, гнутыми вилками и т.д. Сейчас везде асфальт (на строительство дороги потребовалось аж 20 лет: начали ее строить в 1997 году, а завершили в конце октября 2017 года) – создается впечатление идеальной дороги, но оно очень обманчиво… Трасса не позволяет расслабиться, изобилует крутыми закрытыми поворотами, в которых таятся глубокие ямы, дорожные знаки отсутствуют даже на тех местах, где внезапно заканчивается ровный асфальт и возникает участок гравийки. Он непродолжительный, но влетать на него с большой скоростью, особенно на чоппере, крайне неприятно и опасно. Но все подстерегающие опасности с лихвой окупает красота этой трассы. Недаром трасса Лидога – Ванино вошла в ТОП-5 самых красивых автомаршрутов по России по версии Сервиса путешествий Tvil.ru.
Плененные этим описанием и рассказами мы решили ехать. Заодно заехать к подруге в гости. Поэтому наш маршрут выглядел в этот раз вот так:
До Хабаровска решили добираться поодиночке поскольку малокубатурному эндурику не слишком комфортно было бы ехать с 1,8-литровом мощным чоппером. Встретиться договорились на стеле Хабаровска. Я выехала кажется часа за два до Ксюши и Юры, ехала как обычно, не торопясь. Для Джедая это был первый действительно дальний прохват, до этого я ездила на нем максимум до Лучегорска. Конечно 250-кубовый эндурик – это вам не Слэшик с широкой комфортной сидушкой, но зато на качество дороги можно было вообще не обращать внимания. Как обычно ехала с любимой скоростью 100-110 км/ч и прекрасно себя чувствовала. Погода была теплая и солнечная, но в кофрах лежали толстые теплые вещи и даже шапка с шерстяными перчатками: нас пугали что в это время года в Ванино запросто могут случиться заморозки и может выпасть снег…
.
В Хабаровске нас встретила мотоциклистка Оля и препроводила ночевать к Андрею Галанину. Поскольку он живет в пригороде Хабаровска, на следующее утро нам не придется пробираться через весь город на выезд. Я предлагала выезжать часов в 10 максимум, для чего нужно было бы вставать часов в 8 (мы еще хотели в Хабаровске купить гостинцы для Яночки и ее семейства), но Ксюша – известная сова сказала, что она встанет только в 10 часов, Юра естественно ее поддержал, так что мне оставалось только подчиниться решению большинства. В результате, когда нам позвонила Яночка узнать, как далеко мы уже уехали, мы только увязывали на мотоцикл свои пожитки. Но наконец-таки гостинцы куплены, мотоциклы заправлены, и мы отправляемся в путь. Первую остановку на обед запланировали в населенном пункте Маяк (120 км от Хабаровска).
.
.
Село собственно ничем особенным не примечательно кроме Храма Владимирской иконы Божией Матери, который расположен практически на въезде. Кстати сама дорога идет вдоль проток Амура, местность очень болотистая – непривычная для глаз приморского жителя. Вокруг березовые леса, очень много лиственниц. Мне пейзаж почему-то очень напомнил фильм-сказку «Морозко»: в таком же лесу гуляла Настенька и Иван. Едешь и прямо-таки ждешь, что сейчас появятся медведь или разбойники.
Следующая остановка – поселок Лидога, точнее заправка на развилке. Здесь заливаем баки «под горлышко» и дальше нас ждет та самая коварная и красивейшая трасса Хабаровского края. На заправке нам повезло – бензин присутствовал, а машин было относительно мало. С учащенно бьющимся сердцем я свернула под знак Сов.Гавань и приготовилась ждать природных красот.
Ждать пришлось около полусотни километров, которые ознаменовались для меня открученной кофровой системой: с левой стороны выкрутился болт, который крепил систему к раме мотоцикла. Хорошо, что у Юры оказался болт подходящей длины, так что неприятность удалось устранить очень быстро.
.
.
Ну а дальше началась та самая красота, которую нам обещали… Но поскольку выехали мы достаточно поздно – останавливаться для фото совсем не было времени – нам хотелось приехать в Ванино хотя бы не в полной темноте (расстояние 326 км без населенных пунктов, заправок, практически без связи). Поэтому остановились мы всего один раз – примерно на полпути до Ванино есть небольшая кафешка, местные называют ее «Половинка» (такое же название носит река, протекающая неподалеку). Есть в кафешке мы не стали, т.к. с собой у нас были пирожки и кофе, просто сфотографировались, с трудом отправили сообщение Яночке о своем местонахождении, взяли по сувениру и поехали дальше. Народная молва не обманула – дорога действительно удивительная. Самая красивая из всех, по которым я когда-либо ездила. Пейзажи, открывающиеся нашему взору, были просто великолепны… Это очень трудно передать словами… Дорога полностью горная, пересекает хребет Сихотэ-Алинь, перепад высот дорожного полотна достигает 850 метров от уровня моря. Вдоль нее протекает горная река Анюй – приток Амура, несколько раз дорога пересекает наиболее крупный приток Анюя – реку Гобилли. Лес светлый, березовый. Очень много елей, увешанных зелеными «бородами». Сначала я решила, что это паутина каких-то неведанных лесных пауков. Но позже выяснилось, что это лишайник уснея длиннейшая. Произрастает в основном на хвойных деревьях в местности с очень чистым воздухом (если экологическая обстановка неблагоприятна – растение погибает). Между прочим, вещество, содержащееся в этом лишайнике, имеет очень сильный антибактериальный эффект, а сам лишайник относится к исчезающим видам: растет очень медленно, всего 5 мм в год. Не знаю, как в глубине леса, но вдоль дороги деревьев с уснеей хватало в избытке, причем длина «бород» на беглый взгляд достигала сантиметров 20-30, это значит растению 40-60 лет! Через удивительные места проходит эта трасса…
.
.
Сначала шли 100 км/ч спокойно, когда увеличилось количество закрытых поворотов – снизили до 80-90 км/ч, ну и когда стало конкретно темнеть снова пришлось снизить скорость до 70-80 км/ч. Не выдержав такой медленный темп езды (на легком эндурике можно себе позволить попасть в яму и на более высоких скоростях) я обогнала ребят и снова поехала сотню. Сумерки все сгущались, красное солнце оставалось где-то справа, дорога перестала петлять. Хорошо, что мы успели увидеть все красоты при свете дня. Трафик на трасе небольшой, но нельзя сказать, что машин нет вообще. Особенно мне в глаза бросались машины с черным кузовом от ТК «Деловые линии».
.
Проехав уже 250-270 км с момента заправки я все ждала, когда же нужно будет включать резерв, но мотоцикл бодро ехал, не снижая оборотов. Остановилась подождать ребят. К этому времени окончательно стемнело. Дорога пустая… Безграничная тишина… Вокруг настоящая тайга… Страшно не было, было волнительно… Я прям чувствовала, что стоит спуститься с дороги в ближайшие кусты – там кипит дикая животная жизнь. Но испытывать судьбу я не стала – осталась стоять рядом с Джедаем, готовая в любую минуту вскочить на него и улепетнуть от опасности. Скоро я услышала знакомый звук, а затем увидела и одну фару. Одну?! Почему одну?! Где же второй мотоцикл?! Ксюша успокоила меня, рассказав, что они остановились на дозаправку с канистр и Юра еще увязывается. Дальше ехали снова все вместе и поскольку дороги не было видно уже совсем – ребята ориентировались на меня чтобы объезжать ямы. На этом участке их было значительно меньше, но попасть в них было бы все равно неприятно.
Вскоре я снова остановилась. Ребята решили, что теперь-таки и у меня топливо закончилось, но мне всего лишь нужно было вытереть визор. Я крайне не люблю останавливаться без особой необходимости, поэтому к этому времени видимость в шлеме составляла примерно процентов 20. Дальше ехать с такой видимостью я не рискнула. Мы подбадривали друг друга что ехать уже осталось совсем чуть-чуть, но было понятно, что все уже порядком устали. И вот наконец впереди мы увидели огни! Радости не было предела – как будто мы неделю ехали в безлюдном пространстве! Ручка газа сама собой открутилась на больший поворот, и мы понеслись навстречу огням, морю и вкусному ужину с мягкой постелькой… И вот мы въехали в Ванино. В темноте он выглядит очень солидно: портовые огни, силуэты огромных кранов. А вот в дневном освещении после портов Приморского края он кажется совсем крошечным.
Впрочем, в Ванино у нас была запланирована ночевка на следующий день, а пока нужно было проехать еще около 30 километров до поселка Монгохто. Эта дорога была построена в 1943 году заключёнными-женщинами: сначала грунтовая, отсыпанная скальником, потом несколько лет ее закатывали асфальтом. Но в 2014-2015 году, в связи с активным строительством угольных терминалов, по этой дороге стали вывозить большегрузными самосвалами грунт, в результате чего дорога очень быстро была приведена в совершенно разбитое состояние. Только к концу 2017 года ей снова придали нормальный вид, но и сейчас глубоких ям на ней хватает. А надо сказать, что после поворота на Ванино первой поехала Ксюша на своем тяжелом ВТХ 1800. Каждый раз, когда ее колесо исчезало в очередной неожиданной ямке – мое сердце невольно екало, я представляла, как подружка материт саму дорогу, строителей дорог и прочих причастных…
Но вот все трудности позади – нас на въезде встречает Эдик, муж Яночки, проходим необходимые формальности на КПП и оказываемся на закрытой территории: до 1991 года посёлок являлся закрытым и обособленным режимным гарнизоном, для временного посещения которого иногородним лицам требовалось оформить специальное разрешение; сейчас все не так строго, но документ на въезде необходимо предъявлять.
.
И вот долгожданная встреча с Яночкой! Как же долго мы не виделись! Она сразу забросала нас вопросами об общих знакомых, друзьях, новостях с Владивостока, попутно надувая матрас и устраивая нас на ночлег. Ну а дальше великолепный стол, разговоры до утра, вручение гостинцев…
На следующий день семейство Меренковых пригласило нас поехать на море. Море! В середине сентября в районе, приравненному к районам Крайнего Севера… Мы с Ксюшей недоуменно пожали плечами, но пошли на стоянку к мотоциклам доставать купальники. На улице нас ждал сюрприз: жара стояла такая, какая у нас бывает в разгар июля, солнце пекло нещадно. А у нас с собой не было даже шорт, только теплая одежда. Но потом нам объяснили, что возле моря погода может быть абсолютно другая, поэтому сильно раздеваться мы не стали. Купаться в море невозможно даже летом (средняя температура воды составляет +11 градусов по Цельсию).
.
.
И действительно, возле моря дул сильный пронизывающий ветер, поэтому пробыли мы там недолго. Тем более нам предстояло переехать в Ванино. Расстояние небольшое, но надо ж было снова все уложить в кофры, заселиться в квартиру. а вечером ребята из Черных Единорогов пригласили нас к себе в клабхаус.
.
Заселились без проблем, провели замечательный вечер с ребятами, узнали много полезной информации. Также нам организовали провожатого в поселок Советская Гавань, куда мы намеревались съездить на следующий день.
.
.
.
Ехать предстояло совсем недалеко – около 40 км. Мы рассчитывали в обед уже вернуться (достопримечательностей не так уж и много, да и сам населенный пункт небольшой). Посетили памятник первооткрывателям Императорской Гавани (первое название города), п-ов Меньшикова с искусственным перешейком, полюбовались на морские виды.
.
.
.
.
.
.
.
.
Вернувшись в Ванино, решили поставить мотоциклы и погулять по поселку, зайти в какое-нибудь кафе пообедать. Кафе нашли без труда, но вот еды из меню там не оказалось. Как нам объяснили, в меню блюда для банкетов, в обычные дни почти никакой еды нет (особенно тяжко пришлось мне: один овощной салат и одно горячее из картофельных шариков). После скромного обеда/ужина немного погуляли по Приморскому бульвару, полюбовались на створные маяки. Створные маяки – один из символов Ванино. Расположены два из них на специальных башнях, а третий находится на крыше здания районной администрации. По этим маякам ориентируются морские суда, когда заходят в бухту – для этого маяки должны выстроиться для них в одну линию.
.
.
Завершили вечер уже квартире, обговаривая время выезда в Хабаровск. Но один из нас решил, что ждать утра слишком долго, и отправился в путь этой же ночью. Мы же с Ксюшей выспались как могли и отправились в путь часов в 10 утра следующего дня. В этот раз я настояла на том, чтобы ехать с остановками для фото. Должны же мы запечатлеть все великолепие тамошней природы! Впрочем, Ксюша и не спорила, только попросила меня выбирать действительно заслуживающие фотообзора пейзажи.
.
.
И вот снова заправив баки и канистры «под горлышко» едем в Хабаровск. Прошло всего 3 дня, а листва на деревьях заметно пожелтела. Но так было даже еще красивее! Погода была пасмурная, но влажности не чувствовалось, и мы надеялись, что обойдется без дождя.
.
.
.
.
Остановились в так называемой «Половинке», вызвали кучу эмоций у каких-то азиатских туристов. Особенно конечно мотоцикл Ксюши. Видимо им было непривычно видеть столь огромный мотоцикл, да еще и под управлением девушки. Посмеявшись, двинулись дальше. Я ехала первая, поэтому первая заметила пелену дождя, неумолимо надвигавшуюся на нас. Остановились надеть дождевики. И как раз вовремя: потоки воды обрушились на нас буквально через минуту. Видимость ухудшилась, а с ней снизилась и скорость (резина ВТХа не позволяла ехать быстрее 50 км/ч, особенно в закрытых поворотах). Дождь продолжался до почти до самых скал Надге (около 80 км). Это одно из любимых мест отдыха у местных туристов, очень красивое. Возможно когда-нибудь мне удастся совершить на них восхождение. Первое фото взято из интернета – вид на трассу со скал Надге.
.
После проезда скал небо очистилось от туч, засветило яркое солнце. Останавливались еще несколько раз для того чтобы долить бензин в баки. Одна из остановок произошла на взлетно-посадочной полосе. Да, да, есть на трассе Хабаровск – Лидога такое место! Называется аэродромный участок дороги. Предназначен для рассредоточения боевой авиации в случае угрозы ядерного или масштабного авиационного нападения. Очень необычное место: едешь себе спокойно по трассе и вдруг разметка дороги увеличивается в масштабах, становясь просто гигантской, дорога – идеально гладкой и очень широкой (38 м).
.
.
.
Наконец мы добрались в Хабаровск уставшие, но счастливые. Следующий день было решено посвятить отдыху, прогулке по городу с посещением наших любимых заведений. В «Пани Фазани» к нам вновь присоединился Юра, рассказав про свои ночные приключения по пути в Хабаровск.
.
На следующий день дорога домой. Выезжать решили все вместе из города, ну а дальше снова 100-110 км/ч у меня и 120-130 км/ч у ребят. В этот раз я впервые не следила за уровнем топлива в баке. Джедай проехал в Хабаровском крае 333 км без дозаправки (не включая резерв), поэтому я решила, что и в Приморском крае проеду без проблем минимум 300. Как же я ошибалась… Джедай с трудом дотянул до заправки 310 км (при включенном резерве), при этом 20 км из них я ехала уже на смешной скорости 30 км/ч с включенными аварийками. Больше я решила не рисковать и заправляться, как и раньше, километров через 250. По пути мы встретили Александра из Мурманска на Suzuki DL650 V-Strom, который ехал во Владивосток и уже приближался к окончанию своего путешествия. Остановились пообедать в кафе «Родник». В этот раз в подарок нам принесли хлеб. Жаль, что его особо никто не ел…
.
.
.
Вместе доехали до Сибирцево, Ксюша предложила Александру остановиться у нее чтобы не ехать уже в город и заправившись, они умчались. Я же решила наконец узнать, каково это – слушать музыку в шлеме. Вставила наушники в уши, отрегулировала громкость музыки и положение плейера в куртке. Поехала. Когда я доехала до дома и сняла шлем – голова гудела так, как будто в ней жил целый пчелиный рой. Даже засыпая, я чувствовала, как она вибрирует. Ощущения, знакомые многим мотопутам, были не из приятных… Так что еще один вывод – либо покупать гарнитуру для шлема, либо петь песни самой. Пока использую второй вариант.
.
.
Расходы в поездке посчитать не удалось. Накатано 3747,5 км.