Притяжение Байкалом, путевые заметки. Мое ощущение дороги.
20 июня — 6 июля 2014г.(Ася Нестерова)
В первый час после старта дорога расставила все по своим местам. Как ни планируй, как ни прикидывай, что-нибудь да пойдёт не так. И тогда остается одно — наслаждаться тем, что получилось. Все тяготы, которые выпадают в поездках – это подарки судьбы, они закаляют людей. Начинаешь спокойнее относиться ко всему, сохранять самообладание и работоспособность в разных ситуациях. Вот так внезапно, мое намерение прокатиться до Байкала, в силу новых обстоятельств, повисло в воздухе. И я решила просто ехать, ехать до куда доедется. Как говорится Есть мечта? Беги, иди, ползи к ней! Не можешь ползти? Ляг и лежи в направлении мечты! По середине между мечтой и мной находится место, где я давно хотела приклонить голову, место, ставшее последним пристанищем нашего товарища, место, где стоит памятник невинно убиенных в пути. Так и появилась новая конкретика в моей поездке.
Из Уссурийска выехала на рассвете, я люблю дорогу в ранние утренние часы. Машин мало, прохладно, вернее очень холодно. Экип, с потрясающей перфорацией для жары, наотрез отказывался греть. Тепло от мотора чуть согревало ноги. Так и катились потихоньку, мотоцикл пел на ремонтных участках дороги, а я просто в кайфе. В Спасском районе шла качественная борьба с ящуром, и я чудом не продинзефицировалась вся, феноменально поймав мотоцикл уже готовый прилечь в склизкой луже на посту. В пятом часу, насквозь пропыленные, мы прибыли к девчонкам на Пограничное состояние. И это особое чувство, которое я в последствии испытывала постоянно – я у своих, я дома.
Утро следующего дня началось с визитера у моей палатки. Сквозь сон, прямо за тонкой стенкой, слышались глубокие вздохи и похрапывание. Нет, не храп ))) Распахнув палатку, я уткнулась в морду, не менее обалдевшей, лошади.
Впереди меня ждал, так непросто дававшийся по началу, процесс упаковывания вещей в кофры. Три небольшие сумочки казались мне бездонными черными ящиками. Все, что складывалось в них сегодня, находилось в лучшем случае завтра, а то и вообще не находилось ))) Вещей было в общем то немного, и львиную долю из них занимали приблуды для KLRа. Следуя тому, что сейчас мой дом мотоцикл – чистился и обслуживался он у меня в первую очередь. На что отвечал взаимностью и безотказной работой.
За Хабаровском трасса пустая, дорога хорошая. Чем ровнее асфальт, тем останавливаться приходилось чаще. После многолетней езды на чоппере к новому седлу нужно было привыкать. Это в последствии, с каждым днем оно становилось шире, мягче и удобнее. На заправках расспросы не отличались оригинальность «Девушка, а вы одна едете?», «А сколько стоит ваш мотоцикл?», «А не страшно ездить одной?».
Четкой схемы остановок на ночлег не было, в лучшем случае это решалось накануне вечером, или утром. И это совершенно не напрягало, отсутствие графика, вольность в принятии решений по-настоящему давало ощущение свободы. Той самой свободы, о которой поют «…я свободен…словно птица в небесах…».
День шестой. Въезжаю в Забайкальский край, считаю километровые столбы, вот-вот должен появится поворот направо, на большую пустынную стоянку, здесь убили и зверски избавились от тела нашего брата. Въезжаю. По коже мороз, глаза блестят, в памяти всплывают мельчайшие подробности далеких поисковых дней. В нашей памяти ты навсегда.
До Могочи ехала в мутных мыслях, подобных поднятому илу со дна озера. Но на въезде в поселок пришлось развеяться. Чувствую начало колбасить вилку, ну все думаю, приехала. С вероятностью двести процентов ожидала увидеть спущенное колесо. Оказалось, к несчастью для жителей Могочи и к счастью для меня — в поселке такой асфальт, мот был в порядке.
В этот вечер мне предстояло решить держать путь дальше, вопреки обстоятельствам, или разворачиваться. Как раз ко времени, ребята, возвращающиеся с Байкала, перемотанные скотчем и эластичными бинтами олицетворяли собой жертв дорожных рабочих, тех еще любителей позаливать все гудроном. В те дни я познакомилась с пятью мотоциклистами разложившимися на нем.
Вот пожалуй тогда я и смогла наконец дать себе ответ на вопрос, который так часто мне задают «страшно ли мне ехать?». Нет, не страшно, в привычном понимании этого слова. Не страшно ехать одной, ехать вообще не страшно. Когда ты на колесах, ты в движении, ты хозяин положения, ты чувствуешь контроль над ситуацией. Но в Могоче я заметила за собой тревогу. Я начала присматриваться к состоянию мотоцикла, проверять, не растянулась ли цепь, состояние звезд, колодок, прислушиваться к работе двигателя. Зная себя, я четко понимала, это напряжение и одолевающее сомнение связаны с опасением встать с поломкой на трассе на безлюдном участке, но не более того. Да, возможно это рискованно, но не менее рискованно просто идти по дороге или ехать на машине или велосипеде. Факт.
Бурятия, с этим местом моя душа давно сохраняет особую связь, меня в нее тянет, и всегда хочется вернуться. Я ждала этой новой встречи. 650 км от Читы до Улан-Удэ были в небольшом ремонте, от чего дорога для меня стала еще веселее. С рвением занималась зарядкой эндуриста «сел, встал».
День девятый. Впереди был Байкал! Я выбрала восточное побережье, тихое место на территории государственного Энхалукского заказника. Песчаный пляж, к нему вплотную подступают сосны. Название произошло от бурятского слова «энхэ», что означает «спокойный, благодатный». Такой здесь чувствовала себя и я, умиротворенной и безмятежной. К милым сердцу названиям, которые я выговорю слету, разбуди меня среди ночи, – Куокканиеми и Лахденпохья, теперь присоединился и Энхалук. На подъездах мне казалось, что песок там везде, я первый раз почувствовала, что длины ног мне явно не хватает, а зарываясь, мотоцикл, тяжелел сию секунду. Объехав несколько пляжей, остановилась на уютной базе, одной из самых близко расположенных к озеру. Из моего мансардного окна Байкал виднелся в 50-70 метрах.
25 регион привлекал внимание окружающих не по-детски. Вокруг меня сложилась сочувствующая атмосфера. И даже на берегу, где я провела большую часть суток просто расслабляясь, семья отдыхающих, переживающая за мое одиночество, предлагала компанию. Мне подарили сухой спирт для розжига костров и еще, какую то фигню, очевидно, на случай если в порыве отчаяния я решусь на самосожжение. Ну, хорошо хоть в открытую никто соболезнования не выражал. Перед отъездом, финальным аккордом стал цветочек от тайного друга, мило воткнутый в мой мотоцикл.
День одиннадцатый. Сегодня трогаюсь в обратный путь, последний день в Бурятии. Вдыхаю полной грудью, по максимуму записываю свои ощущения в сознание. И я точно знаю, что обязательно приеду сюда еще, и не раз! О, я же не знала, как скоро случится эта попытка. Перед выездом зарулила в Иволгинский Дацан, буддийский монастырский комплекс, расположенный в 40 км от Улан-Удэ. В это время в храмах шло служение. В одном из них, в прямом смысле этого слова я подвисла. Лама читал на санскрите, каждый его слог, каждый звук был наполнен вибрациями. Сколько я так простояла, втыкая на ковер с картинками иллюстрирующими суть философии буддизма, не знаю, но чей-то не выключенный телефон здорово сэкономил мое время. Во дворе расположился Камень желаний, по преданию делая вокруг него обход и прикасаясь к нему, можно просить об исполнении своих благих желаний. Что бы проверить исполнится желание или нет, нужно отойти на десять шагов и с закрытыми глазами попасть ладонью руки точно в камень. Стоит ли уточнять, что я, вытянув ладонь вперед подобно зомби, утопавши на крыльцо к поблизости живущему ламе, вызывая ржачь своего спутника, весьма метко промахнулась. Мое желание на тот момент было весьма актуальным, что-то про благополучное возвращение домой ))) В философском настроении я покатила в Читу. Через пару десятков километров мой одометр показал 66666. Цифра мне эта как то не особо по душе, памятуя о том, что три шестерки принято считать нумерологическим воплощением «зверя».
Перегоны я всегда старалась сделать засветло, с некоторым запасом. Любовь к ночным покатушкам пришлось оставить дома из-за случайно разбившейся фары. Свет то она давала, но отражатель отправлял его куда угодно, но только не на дорогу. Когда я заехала перекусить в кафэшку, до Читы оставалась пара сотен километров. Светового времени было еще дофига, и я не торопясь пережёвывала блинчики и сидела в инете, отписывая всем интересующимся что я и как я. Неспешно двинулась дальше … Спустя полтора часа, меня обеспокоил тот факт, что с момента последней заправки я проехала больше 200 км, а следующей все еще нет.
Точно помню, с заправками в этих местах нормально все, без бенза не останешься.
Начиная подозревать себя в топографическом кретинизме, подтверждаю свои опасения – уже как второй час я еду обратно в Улан-Удэ.
Finite la commedia!!!
Слегка обалдев оцениваю обстановку — вокруг конкретный уже такой вечер, я «отдыхаю» где-то в лесу ровнехонько по середине между Улан-Удэ и Читой, само собой фара лучше светить не начала, и за спиной, в нужном мне направлении ближайший час точно ни одной заправки.
Вот тебе в один день и камень желания и шестерки и топографический кретинизм в придачу. Пришлось ускоряться ))) в этот день вместо положенных для этого участка 650 км я удлинила себе путь до 900. В последних лучах закатного солнца мотоцикл был идеалистически красив, последняя сотня пройдена «на ощупь». Вот та реалистичная романтика дороги, о ней как то не приятно мечтать дома в уютном кресле.
День тринадцатый. Чудно выспавшись и памятуя о том, что в начале своей поездки я любила дорогу в ранние утренние часы, из Могочи в Благу я выехала на рассвете. Вроде как 1000 и не особо много, но я предпочла не расслабляться. На выезде я угодила в белый как молоко туман, пришлось сбавляться до 30 км. То еще удовольствие ехать почти пешком по самому дремучему участку и не видеть ни чего. Размышляла о том, что кажется, никогда не слышала о слепоте и глухоте у животных, надеялась на то, что здоровый зверь под колеса кидаться не должен. Хотя часом позже мне все же перебегала дорогу лисица, весьма неспешно скрывшаяся за леерами. Начинало проглядывать солнце, на визоре сверкали капельки тумана, запах леса дурманил, дорога петляла среди перевалов. Мой организм как ошалелый вырабатывал гормоны счастья. Думаю если бы у меня взяли анализы на дофамин и серотонин, то они бы показали что я под кайфом. До Благи оставалось где то двести, решила ехать через Свободный. Впереди сгущались грозовые тучи. Надо отметить, за всю поездку, ни до этого дня, ни после в дождь я не попадала. Он шел за мной, передо мной, молнии сверкали вокруг, я ехала по свежим лужам, но на голову ничего не капало, как будто зонтик на домной держали. Но сегодня я упаковалась в дождевик еще до первых капель. Как в фильмах бывает, я даже не поняла сначала, что это за серая стена движется на меня и сдувает на встречную полосу. Проливной дождь особых трудностей не представлял, а вот сумасшедшие порывы ветра беспрестанно меняли намеченную траекторию движения. Но то, что мне повезло, я поняла, въехав в Свободный. Сразу подумалось, за что-то этот городок точно провинился, и есть ли у них ноев ковчег. По улицам текли реки, по шлему стучал град, кругом валялись и плавали ветви. Поломанные деревья неоднозначно намекали на масштаб дождика. Еще полчаса спортивного ориентирования по городу, где меня от моего же колеса окатывало через ветровое стекло водой из луж, и я выехала. Вылила воду из ботинок и поехала дальше. Последняя сотня была пройдена легко, с оттенком лёгкой злости и частыми срывами заднего колеса в занос.
День семнадцатый. Наступило утро моего последнего дня в поездке. Все сборы были с одной мыслью в голове — не накаталась. Из Хабаровска выезжала, где то в десять, в планах было еще попасть на собрание. Ехала спокойно, ехала с желанием, что бы эта дорога не заканчивалась. Изменилось отношение к расстояниям, мир перестал быть необъятным. 8000 тыс. км теперь на расстоянии вытянутой руки. На Дефризовском мосту родной морской воздух ударил в нос. Вместе с тем пришлось одеться. В конце Седанкинского подъема, до меня, наконец, дошло, все я дома.
«В пути, в дороге,в километрах, в своей душе найду покой, и я вернусь домой мечтая, когда же снова в дальнобой» (с)
Спасибо всем, благодаря кому моя поездка стала возможной!
P.S. Но основного в своем рассказе я не коснулась, это люди, ЛЮДИ с которыми меня познакомила дорога. Каждый в моем сердце навсегда.
Встреча дома.
Байк пост в Могоче.
В гостях Оппозита г. Улан-Удэ.
Без пяти минут как дома 🙂
На собрание успела )))